Ошо, почему ум не дает нам осознавать?

Ошо, почему ум не дает нам осознавать?

Ум и осознанность это разные вещи или “молчаливый” ум можно назвать осознанностью?

Это зависит… Это зависит от вашего определения. Но в моем понимании ум – это та часть, которая была навязана вам. Она не ваша. Ум – это то, что было заимствовано, то, что было культивировано; это то, что общество внедрило в вас. Это не вы. Ваша природа – сознание; ум – это просто оболочка, созданная обществом вокруг вас, ваша культура, ваше образование.

Ум означает обусловленность. Вы можете иметь индусский ум, но не можете иметь индусское сознание. Вы можете иметь христианский ум, но не можете иметь христианское сознание. Сознание одно; оно неделимо. Но умов много, потому что обществ много; культур, религий много. Каждая культура, каждое общество создает определенный тип ума. Ум – это побочный продукт общества. И пока ум существует, вы не можете проникнуть внутрь: вы не можете узнать, какова ваша истинная природа, что в действительности представляет собой ваше существо, ваше сознание.

Попытка войти в медитацию заключает в себе борьбу против ума. Ум никогда не бывает медитативным, никогда не бывает молчаливым, поэтому выражение “молчаливый ум” бессмысленно, абсурдно. Это все равно что сказать “здоровая болезнь”. В этом нет никакого смысла. Как болезнь может быть здоровой? Болезнь – это болезнь, а здоровье – это отсутствие болезни.

Молчаливый ум просто невозможен. Когда есть молчание, нет ума. Когда есть ум, нет молчания. Ум, как таковой – это нарушение, болезнь. Медитация – это состояние не-ума: не молчаливого ума, не здорового ума, не сосредоточенного ума – нет. Медитация – это состояние не-ума: никакго общества внутри вас, никакой обусловленности внутри вас. Только вы, только чистое сознание.

В дзенской традиции говорят: найди свое подлинное лицо. Лицо, которым вы сейчас пользуетесь, не подлинное: оно культиваровано. Это не ваше лицо; это просто фасад, просто приспособление. У вас есть много лиц – в каждой ситуации вы их меняете. Вы постоянно меняете свое лицо. Это происходит настолько автоматически, что вы даже этого не замечаете.

Когда вы общаетесь со слугой, у вас одно лицо, а когда вы общаетесь с боссом – совершенно другое. Если слуга сядет слева от вас, а босс – справа, у вас будет два лица. Левое лицо для слуги, и правое лицо для босса. Вы становитесь одновременно двумя личностями. Как вы можете показать слуге то же самое лицо, что и боссу? Один ваш глаз имеет одно выражение, а другой – другое. Одно предназначено для слуги, а другое для босса. Это стало настолько автоматическим, настолько механическим, настолько роботизированным, что вы постоянно меняете лица – у вас множество лиц, и ни одно из них не является подлинным.

В дзенской традиции говорят: Найди свое подлинное лицо, лицо, которое было у тебя до рождения, или лицо, которое будет у тебя после смерти. Что же такое это подлинное лицо? Подлинное лицо – это ваше сознание. Все остальные ваши лица происходят из ума.

Запомните – у вас не один ум, у вас множество умов. Забудьте концепцию о том, что у каждого человека один ум. Это не так, у вас много умов: целая толпа, множество; вы полипсихичны. Утром у вас один ум, днем другой, вечером третий. Каждый момент ваш ум изменяется.

Ум – это поток, подобный реке, постоянно текущий, меняющийся. Но сознание вечно, едино. Оно не меняется утром и вечером. Оно не меняется, когда вы рождаетесь и умираете. Оно всегда одно и то же, всегда неизменно. Ум текуч. У ребенка детский ум, у пожилого человека старый ум; но и у ребенка, и у пожилого человека сознание одно и то же, не детское, и не старое – оно не может быть детским или старым.

Ум существует во времени, сознание безвременно. Они – не одно и то же. Но мы отждествляем себя с умом. Обычно мы говорим: “Мой ум. Я думаю так. Это моя мысль. Это моя идеология.” Из-за этого отождествления с умом вы упускаете то, кем вы на самом деле являетесь.

Разорвите эти связи с умом. Помните, что ваши умы – на самом деле, не ваши. Они были даны вам другими: родителями, обществом, университетом. Они были навязаны вам. Отбросьте их. Останьтесь просто сознанием, которым вы на самом деле являетесь – чистым, невинным сознанием. Таким образом вы уйдете от ума к медитации. Таким образом вы уйдете от общества, извне внутрь. Таким образом вы уйдете от созданного человеком мира, майи, к универсальной истине, к существованию.

Ошо, “Новая алхимия: Включи себя”, #10