Ошо, что такое “отождествление” и как выйти за его пределы?
Все, что я говорю, это: наблюдать – правильно; не наблюдать – неправильно. Я говорю очень просто: будьте внимательны, наблюдейте.
Это не ваше дело, если появляется жадность – пусть она проходит мимо вас, позвольте ей пройти; если появляется гнев, позвольте ему пройти. Кто вы такой, чтобы вмешиваться? Почему вы так сильно отождествляетесь со своим умом? Почему вы начинаете думать: “Я жадничаю… я гневаюсь”? Это всего лишь гневная мысль проходит мимо вас. Позвольте ей пройти; просто наблюдайте.
Есть одна старая история… Один человек, который уезжал из своего города, вернулся назад и увидел, что его дом горит. Это был один из самых красивых домов в городе, и человек очень любил этот дом. Многие готовы были заплатить двойную цену за этот дом, но он никогда не соглашался ни на какие деньги, и вот теперь этот дом горит на его глазах. Собрались тысячи людей, но ничего нельзя было сделать.
Огонь уже распространился так сильно, что даже если бы его удалось погасить, ничего не сохранилось бы. Человек был в отчаянии. Но тут к нему подбежал его сын и прошептал ему на ухо: “Не беспокойся. Я продал дом вчера, и за очень хорошую цену – в три раза дороже… Предложение было настолько соблазнительным, что я не смог тебя дождаться. Прости меня.”
Но отец ответил: “Хорошо, что ты продал дом в три раза дороже его первоначальной цены.” Теперь отец тоже стал наблюдателем, наряду с другими собравшимися. Всего минуту назад он не был наблюдателем, он был отждествлен. Сейчас перед ним был все тот же дом, все тот же огонь, все то же самое – но теперь он не беспокоился. Он просто наслаждался зрелищем, подобно другим.
Но тут подбежал второй сын и сказал отцу: “Что с тобой? Ты улыбаешься, когда дом горит?” Отец ответил: “Разве ты не знаешь – твой брат продал его.” Тогда сын сказал: “Он действительно договаривался о продаже, но дело было еще не закончено, и теперь этот человек не хочет покупать дом.” Снова все изменилось. Слезы, которые только что высохли, снова наполнили глаза отца, улыбка исчезла с его лица, сердце учащенно заколотилось. Наблюдатель исчез. Человек снова отождествился.
И затем пришел третий сын и сказал: “Тот человек оказался человеком слова. Я только что от него. Он сказал: ‘Не имеет значения, горит дом, или нет – он мой. Я готов заплатить цену, о которой мы договорились. Ни вы, ни я не знали, что дом загорится.’” Снова отец стал наблюдателем. Отождествление ушло. В действительности ничего не изменилось, все различие было только в идее – что “я владелец дома, я отождествлен с ним.” В другой момент человек чувствует: “Я не отождествлен с домом. Другой человек купил его, я не имею к нему никакого отношения; пусть горит.”
В этом заключается методика наблюдения ума – что вы не имеете к нему никакого отношения… Большинство мыслей, обитающих в вашем уме, не ваши – они пришли от ваших родителей, учителей, друзей, из книг, кинфильмов, телевидения, газет. Попробуйте сосчитать, сколько мыслей среди них ваших собственных, и вы будете удивлены, не обнаружив ни одной своей собственной мысли. Все они пришли из других источников, все заимстсвованы – или же навязаны вам другими людьми, или по глупости навязаны вами самому себе – но в них нет ничего вашего.
Ум выполняет свою функцию, он работает как компьютер; это в буквальном смысле биокомпьютер. Вы ведь не будете отждествляться со своим компьютером. Если компьютер начнет распаляться, вы не будете распаляться. Если компьютер выйдет из себя и начинает выдавать ругательные слова, вы не будете беспокоиться. Вы посмотрите, что не в порядке, в чем может быть неисправность. Но вы останетесь беспристрастным.
Это просто определенный навык… Я даже не могу назвать это методом, потому что это слишком тяжеловесно; я называю это навыком. Просто постоянно делая это, однажды внезапно вы сможете это сделать. Много раз вы будете терпеть неудачу; но беспокоиться не о чем… вы ничего не теряете, все это естественно. Но если вы будете делать это, однажды это произойдет.
И когда это произойдет, когда вы хотя бы на один момент станете наблюдателем, вы уже будете знать, как становиться наблюдателем – отстраненным наблюдателем на холме. А весь ум находится там, далеко внизу, в темной долине, и вам не нужно ничего с ним делать. Самое удивительное свойство ума состоит в том, что как только вы становитесь наблюдателем, он исчезает. Подобно тому, как свет рассеивает темноту, наблюдение рассеивает ум, его мысли, все его содержимое.
Таким образом, медитация – это просто наблюдение, осознавание. Это просто открытие – это не имеет никакого отношения к исследованию. Вы ничего не исследуете; вы просто открываете, обнаруживаете то, что есть.
И что же там есть, что вы обнаруживаете? Вы входите в бесконечную пустоту, настолько невообразимо прекрасную, настолько молчаливую, настолько наполненную светом и ароматом, что вы чувствуете, что вошли в “царство Бога.” Я говорю об этом – что вы вошли в религиозность.
А однажды побывав в этом пространстве, вы выходите совершенно новым человеком, новой личностью. Теперь вы обрели свое подлинное лицо. Все маски исчезли. Теперь вы будете жить в том же мире, но по-другому. Среди тех же людей, но с другим отношением. В будете жить, как лотос в воде: окруженный водой, но абсолютно не затрагиваемый водой.
Ошо, “От бессознательности к сознанию”, #20